Ни для кого не секрет, что главными героями боевиков обычно становятся мужчины - экшен-героинь все еще не так много, как нам хотелось бы. Но мы все же смогли найти 20 известных и популярных экшен-героинь из западных фильмов, мультфильмов и сериалов и расставить их в соответствии с их крутостью. Заметьте, что в этом перечне нет тех, кто в своих фильмах явно на вторых ролях, и тех, кому слишком легко даются победы из-за очевидного превосходства над врагами. Никаких подделок – только настоящие героини боевиков!
20. Энни Уокер – «Тайные связи» (выходит с 2010 года)
Когда Пайпер Перабо в самом начале своей карьеры снялась в «Приключениях Рокки и Буллвинкля», мы очень боялись, что фиаско этой ленты погребет под собой ее карьеру. И действительно, следующие несколько лет Перабо играла в фильмах, названия которых что-то скажут лишь фанатам трэша. Но в начале нового десятилетия актриса нашла себя в шпионском шоу и создала не только умную и находчивую, но и незаменимую в бою героиню – полевого агента ЦРУ Энни Уокер. Ее экшен-подвиги не так эффектны, как у других героинь нашего хит-парада, но зато они эффективны. И так как Энни владеет, кажется, всеми основными языками мира, то ее можно послать как киллера хоть в Турцию, хоть в Гонконг, хоть в Москву. Как ракета с компьютерным наведением, Уокер всякий раз найдет и прикончит угрозу национальной безопасности.
19. Самин Шоу – «В поле зрения» (выходит с 2011 года)
В 2012 году канал USA Network после двух сезонов закрыл юридическое шоу «Посредник Кейт», и мы испугались, что в ближайшие годы будем видеть Сару Шахи лишь в эпизодических ролях. К счастью, американские телевизионщики оказались солидарны с нами в нашей любви к этой очаровательной звезде с ирано-испанскими корнями, и вскоре Шахи влилась в основной состав «В поле зрения». Ее новая героиня – собранная, саркастичная и смертельно опасная бывшая истребительница террористов Самин Шоу – не столь «воздушна» и улыбчива, как Кейт Рид из «Посредника», и она уделяет меньше внимания своей внешности. Но Сара Шахи прекрасна даже с немытой головой, и многочисленные боевые сцены Самин ничуть не хуже (если не лучше), чем у персонажа Джима Кэвизела. Вместе с которым героиня защищает людей, чья возможная гибель предсказана суперкомпьютером.
18. Никита – «Ее звали Никита» (1997-2001)
У героини с русским мужским именем, изначально придуманной Люком Бессоном, несколько экранных воплощений. Если бы мы отбирали лучшее из них, мы бы наверняка остановились на блестящем фильме с Анн Парийо. Но так как мы говорим о Никите как об экшен-героине, то наш выбор – это культовый канадский сериал с Петой Уилсон, где экшена больше, и он порой круче, чем у Бессона. Даже несмотря на то, что «Ее звали Никита» известен тем, что его создателям пришлось придумывать сложно закрученные сюжеты, потому что у них не было средств на продолжительные и грандиозные боевые сцены (канадские бюджеты куда скромнее американских). Напомним, что в сериале Никита – не бывшая преступница и наркоманка, как у Бессона, а ни в чем не повинная бездомная женщина, которую подставляют, ложно обвиняют в убийстве и вербуют в тайную антитеррористическую организацию.
17. Сидни Бристоу – «Шпионка» (2001-2006)
Для кинозрителей Дженнифер Гарнер – это экшен-звезда «Электры» и «Сорвиголовы». Но для тех, кто не страдает пренебрежением к телевидению, Гарнер в первую очередь звезда популярного шпионского шоу начала 2000-х, одного из первых творений Дж. Дж. Абрамса, будущего режиссера «Стартрека» и новых «Звездных войн». В «Шпионке» Гарнер изображала Сидни Бристоу – девушку, завербованную в ЦРУ (вообще-то, не сразу в ЦРУ, но это долгая история…) и постепенно превращающуюся в одну из лучших агентов управления. За время службы Сидни освоила десятки языков, преодолела свой изначальный страх перед убийством и превратила себя в эффектную и эффективную боевую машину, способную противостоять даже своей матери – многоопытному агенту КГБ Ирине Деревко, которая родила дочь, когда нелегально работала в США и жила под прикрытием.
16. Тринити – «Матрица. Трилогия» (1999-2003)
Мы сомневались, стоит ли включать в этот хит-парад главную героиню «Матрицы», поскольку ее вполне можно счесть второстепенным персонажем в сравнении с Нео, Морфеусом и даже агентом Смитом. Но у Тринити в цикле Вачовски (тогда еще братьев Вачовски…) слишком много эффектных сцен, чтобы ее можно было записать в несущественные героини. Ведь это она первой в «Матрице» демонстрирует те физически невозможные головокружительные трюки, которыми цикл прославился среди прочих фантастических экшенов. Да, Нео – Избранный, а Морфеус – лидер сопротивления машинам. Но и Тринити вносит существенный вклад в победу людей и отдает за эту победу свою жизнь. Плюс это до сих пор самая известная роль канадки Кэрри-Энн Мосс в большом кино.
15. Селена – «Другой мир» (2003-2012)
Помните времена, когда англичанку Кейт Бекинсейл невозможно было представить в футуристическом боевике? Мы помним. В 1990-х актриса считалась «принцессой костюмных лент», и она так хорошо смотрелась в аристократических старомодных нарядах, что трудно было вообразить, что она захочет надеть на экране что-то более облегающее. Однако авторы картины о войне вампиров и оборотней убедили Бекинсейл перевоплотиться в «готичную» бессмертную воительницу Селену, сражающуюся на стороне кровопийц. И выяснилось, что черная кожа и пистолеты с убивающими оборотней пулями идут ей ничуть не хуже, чем наряды позапрошлого века. После первого «Мира» актриса также «зажгла» в его сиквеле и в четвертой серии (третий эпизод был приквелом, во время действия которого Селена еще не родилась).
14. Наташа Романофф – «Железный Человек 2» и другие (с 2010 года)
Как и Тринити, суперагент ЩИТа Черная Вдова не вполне проходит проверку на «главногеройскость», поскольку во всех ее фильмах героиню Скарлетт Йоханссон отчасти затмевают партнеры-мужчины. Но полностью затмить Йоханссон невозможно, и она блистает даже в «Мстителях», где у нее целая команда напарников, почти все из которых круче ее как экшен-персонажи. Признают это и руководители проекта «Киновселенная Marvel», которые подумывают над сольным приквелом о Наташе Романофф, но пока что полагают, что она важнее как ключевой персонаж основной временной линии, связывающий воедино такие разные истории, как «Железный Человек 2», «Мстители» и «Первый Мститель: Другая война». И, конечно, Наташа весьма крута в своем роде – иначе бы ее, обычного человека, не взяли в команду суперменов.
13. Тоф Бейфонг – «Аватар: Легенда об Аанге» (2005-2008)
На что способна слепая девочка-подросток? Практически на все что угодно. Если она живет в мире магии и повелевает землей и металлом. В анимационной эпопее «Аватар: Легенда об Аанге» заглавный герой изучает магию всех природных элементов (в начале шоу он владеет лишь магией воздуха), и Тоф Бейфонг становится его наставницей, спутницей и верной союзницей в войне с Нацией огня. Хотя она слепа от рождения, девочка благодаря своей магии чувствует мельчайшие колебания земли, и это позволяет ей точно определять положение друзей и врагов – и наносить последним сокрушающие магические удары. Со временем Тоф оказывается не только великом воином, но и магом-первооткрывателем – она первая из всех осознает, как можно управлять металлом. Правда, подобно Тринити и Наташе Романофф, Тоф не самый главный герой «Аватара» (иначе она стояла бы намного выше в списке). Но она более всего запоминается из всех персонажей шоу, которых зовут не Аанг.
12. Сара Коннор – «Терминатор»/«Терминатор 2» (1984/1991)
C концептуальной точки зрения Сара Коннор в первом «Терминаторе» представляет собой вариацию на хоррорную тему «последняя девушка», и кто-то может сказать, что поэтому она не может считаться экшен-героиней. Но одно дело – сбежать от маньяка-человека или убедить свихнувшуюся женщину, и совсем другое – разделаться с машиной смерти, посланной из будущего и попросту игнорирующей полицейские пули. Так что героиня Линды Гамильтон завоевывает нашивки экшен-героини еще в первом фильме, где кажется обычной девушкой, попавшей в невероятный переплет. Ко второму же «Терминатору» Сара превращает себя в почти что спецназовца, готового и способного на все, чтобы защитить сына от боевых машин. Хотя, по иронии судьбы и по воле создателей ленты, ее основной подвиг так и остается в кульминации первого фильма.
11. Лара Крофт – «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»/«Лара Крофт: Расхитительница гробниц. Колыбель жизни» (2001/2003)
Выбрать один экшен-фильм или цикл в фильмографии Анджелины Джоли нелегко. «Мистер и миссис Смит»? «Особо опасен»? «Солт»? У актрисы, которая ныне переквалифицируется в режиссера, были весьма эффектные блокбастерные роли. Но если нужно выбрать лишь одну из них, то приходится остановиться на «Ларе Крофт». Где у нее определенно сольная роль и впечатляющие блокбастерные трюки, и где она смотрится лучше, чем в своих позднейших лентах (возраст дает о себе знать…). Кроме того, «Лару Крофт» стоит отметить уже за то, что это лучший перенос на киноэкран видеоигрового персонажа. Мы не настаиваем на том, что это лучшая видеоигровая экранизация, но главная героиня – именно такая, какой должна быть. По крайней мере, с точки зрения российского зрителя, которого не волнует, что британскую героиню играет американская звезда (да еще и с французскими корнями!).
10. Ханна – «Ханна. Совершенное оружие» (2011)
Генетически улучшенный суперсолдат среди обычных людей, Ханна на первый взгляд нарушает второе правило нашего хит-парада, так как явно превосходит своих соперников. Но она лишь 15-летняя девочка, которую пытаются «устранить» взрослые и профессионально подготовленные тайные агенты. Поэтому силы у них равны, и успехи героини Сирши Ронан в самосохранении впечатляют. Особенно когда она прорывается из подземного комплекса, в который ее заключают. И, конечно, интересно, что Ханна, несмотря на полную готовность убивать, сохраняет наивный, детский взгляд на жизнь и даже может заводить друзей. Интересно, это тоже часть ее генетического программирования – психологическая устойчивость в ситуациях, которые многих бы сломали?..
9. Натали, Дилан и Алекс – «Ангелы Чарли»/«Ангелы Чарли 2: Только вперед» (2000/2003)
Что может быть лучше одной экшен-героини? Естественно, трое! К сожалению, присутствие в кадре трех «ангелов» – главное достоинство дилогии МакДжи как экшен-цикла, поскольку съемка и монтаж трюков в обеих лентах оставляют желать лучшего, а иронически-комедийный стиль фильма лишает их драматизма, необходимого для мощного экшена. Но по крайней мере в «Ангелах» есть если и не идеально реализованные, то впечатляюще задуманные блокбастерные сцены. И так как в Голливуде даже одну достойную экшен-героиню в кино не всегда можно найти, то три женщины, надирающие задницы врагам, достойны места в лучшей десятке. Хотя и со всеми вышеперечисленными оговорками и с напоминанием о том, что «Ангелы Чарли 2» получили две «Золотые малины» и номинировались еще на пять антинаград.
8. Минди Макриди – «Пипец»/«Пипец 2» (2010/2013)
У фильмов Мэттью Вона и Джеффа Уодлоу есть главный герой, и у этого героя есть история, отчасти автобиографическая для создателя исходного комикса Марка Миллара (по его признанию, он в старших классах был таким фанатом «Бэтмена», что едва не решился попробовать себя в качестве ночного борца с преступностью). Но кто, выходя с сеанса первого фильма, думал о Дейве Лизевски и его проблемах и переживаниях? На уме у всех был совсем другой персонаж – главная героиня Минди МакРиди по прозвищу Убивашка. Которая, в отличие от Дейва, самый настоящий супергерой, брутальный и неукротимый. Хотя ей всего одиннадцать лет. Спасибо папочке-психу за безумное боевое воспитание! Хлоя Грейс Морец на экране творила такое, что даже у знатоков боевиков раскрывались от изумления рты. И очень смешно, что в американской прессе потом обсуждалось не то, сколько человек Минди перебила, а то, что она сказала «нехорошее слово» из четырех латинских букв.
7. Асока Тано – «Звездные войны: Войны клонов» (2008-2014)
Вы можете с нами не согласиться, но, на наш вкус, принцесса Лея и королева Амидала из «Звездных войн» – сильные молодые женщины, однако не полноправные экшен-героини. Обеих по ходу соответствующих трилогий приходится спасать (что делает их скорее «девами в беде», чем боевыми героинями), и цикл в целом построен вокруг противостояния ситхов и джедаев, в котором все прочие воины выполняют лишь роль полезной массовки. Поэтому поклонникам «Войн», не довольствующимся видеоиграми и книгами, пришлось ждать мультсериала «Войны клонов», чтобы получить полноценную экшен-героиню в лице падавана Асоки Тано. И ожидание того стоило. В мире, не избалованном достоверным психологическим развитием персонажей, Асока проходит самый длинный и самый правдоподобный путь от рвущейся в бой неофитки до разочарованной в Совете джедаев молодой женщины. При этом она на всем протяжении шоу остается великолепным воином с джедайскими сверхчеловеческими способностями.
6. Элис – «Обитель зла» и другие (2002-2012)
Когда думаешь об экшен-карьере Миллы Йовович, первой на ум всякий раз приходит ее акробатическая драка с пришельцами в «Пятом элементе». Но в картине Люка Бессона главным героем определенно был персонаж Брюса Уиллиса, и боевых сцен в исполнении Йовович там было совсем немного. А вот в «Обители зла» и в ее сиквелах Пол Андерсон превратил американо-украинскую актрису в полноправную экшен-звезду. Да, Элис не впечатляет как человек, и о ней мало что можно сказать, кроме того что она из фильма в фильм истребляет зомби и прочих монстров, созданных вирусами корпорации «Амбрелла». Но сколько абзацев можно написать о многих героях-мужчинах? Минимум психологизма только помогает «Обителям» сосредоточиться на все более феерическом экшене – как и положено боевиковому циклу.
5. Эллен Рипли – «Чужой. Квадрология» (1979-1997)
Как и Сара Коннор, героиня Сигурни Уивер начала свою экранную жизнь как хоррорная «последняя девушка», противостоящая монстру – безжалостному инопланетному чудовищу с кровью-кислотой. Поэтому после картины Ридли Скотта ее можно числить среди экшен-героинь лишь потому, что убить Чужого труднее, чем сбежать от маньяка. А вот «Чужие» Джеймса Кэмерона, где героиня по собственной воле берется воевать с монстрами и в финале убивает их королеву, превратили Рипли в полноправную экшен-героиню, достойную лучшей пятерки. Многие даже находят ее лучшей из лучших – правда, лишь среди киногероинь. И, конечно, на такие оценки влияет то, что Рипли – одна из первых ярких и самостоятельных фантастических экшен-героинь, которая не является чьей-то девушкой или женой. Но первая – не всегда лучшая.
4. Беатрикс Киддо – «Убить Билла» (2003-2004)
В начале статьи мы заметили, что обсуждаем в этом хит-параде лишь западных героинь. Почему? Потому что их восточные коллеги из китайских, корейских, японских, тайских и индийских фильмов, а также из японских мультфильмов – это особая статья. И прямого сравнения многие американки бы не выдержали. Беатрикс Киддо, однако, удержалась бы в первой пятерке и в сводном хит-параде. Ведь она – бывшая наемная убийца, мстящая предавшим ее соратникам, – смоделирована по образу и подобию восточных героинь. Она носит самурайский меч, она изучала боевые искусства с китайским мастером, и ей все равно, сколько врагов ей противостоит. Она может раскидать десятки тренированных противников и после этого на равных сразиться с настоящим мастером. При этом Беатрикс не неуязвима, и она психологически сложнее многих экшен-героинь. Отличная работа Квентина Тарантино и Умы Турман, вместе создавших эту поразительную женщину.
3. Корра – «Легенда о Корре» (2012-2014)
Придумывая сиквел «Аватара: Легенды об Аанге», его создатели решили сделать новой главной героиней девушку. Которая, вопреки расхожему представлению о «прекрасном поле», куда более воинственна и агрессивна, чем миролюбивый Аанг, и которая только и мечтает, что наводить в мире порядок, используя свои магические способности (напомним, что в мире цикла только Аватар может овладеть всеми видами природной магии, и это делает его сильнее других магов). Но, несмотря на всю свою магическую мощь, Корра на всем протяжении цикла нарывается на противников, ставящих ее в тупик и способных на равных ей противостоять. Поэтому «Легенда о Корре» столь же захватывающа, как «Легенда об Аанге», и она еще более эффектна как демонстрация боевой магии и внушительных боевых талантов главной героини.
2. Баффи Саммерс – «Баффи – истребительница вампиров» (1997-2003)
Если вы никогда не слышали о Баффи, то не обманывайтесь, глядя на ее глуповатое имя и столь же глуповатое название сериала о ней. Да, поначалу сериал Джосса Уидона и в самом деле был сугубо подростковым развлечением о блондинистой старшекласснице, которая охотится на вампиров. Но он быстро эволюционировал в одно из ключевых американских шоу последних десятилетий, и Баффи Саммерс ныне служит эталоном для создания ярких экшен-героинь со сверхъестественными способностями, которые при этом не кажутся недоступными, непонятными и холодными инопланетянками. О вкладе «Баффи» в поп-культурный феминизм уже написаны книги, и мы не будем их повторять. Скажем лишь, что этот сериал стоит увидеть каждому – перетерпев «болезнь роста» его ранних серий.
1. Зена – «Зена – королева воинов» (1995-1999)
Могучая женщина, отлично владеющая боевыми искусствами? Галочка. Захватывающая история и предыстория? Галочка. Отсутствие заранее предначертанной «избранности», позволяющее героине самой выбрать свою судьбу и обойтись без помощи навязанных свыше учителей? Жирная галочка. Готовность преодолевать собственные «черные» порывы и помогать хорошим людям в войне со злодеями? Галочка. Полная независимость от мужчин? И вновь жирная пометка в столбике. Какой только критерий к Зене в исполнении Люси Лоулесс ни примени, бывшая античная пиратка оказывается идеальной экшен-героиней. Она даже ухитряется по ходу своих приключений выполнить свое «женское предназначение» и родить дочь. А этим могут похвастаться лишь немногие экшен-героини. (с)
http://cinematographua.livejournal.com/1240513.html