Выживут только любовники

565819

Марксистский ужастик 🙂
А вы что думали, все строго по основоположникам - бытие определяет сознание.
Зрители видят парочку вампиров, которые уже несколько столетий увлекаются человеческой культурой. Музыкант и писательница. Есть внутренние психологические кризисы, есть старые воспоминания, есть надежды, есть даже приятели-люди. Но вот приперло - здесь и сейчас не оказалось под рукой кровушки, не у кого покупать. Пришлось загрызть вполне человеческую парочку, причем пением девушки музыкант наслаждался буквально час назад.
В акте охоты - отбрасывается весь гуманизм, и даже "воскрешать" влюбленных, превращая их в вампиров, нет никакого желания.
Такой вот неизбежный финал, который я конечно, жутко и невежливой раскрываю, но что поделаешь - без этого факта совершенно не ясны движущие пружины фильма.
Перед нами старый недобрый рассказ "Морфий", с той только разницей, что пациент не утратил ясности мышления, стал почти вечным, приобрел отличный слух, а прикасаясь к гитаре, вполне может опознать год выпуска. Пациент любит, страдает, верит. Он создает себе богатый внутренний мир - целый космос из старых музыкальных инструментов, нотных записей, пластинок, пленок, фотографий, книг, сейфов, халатов, пиджаков, секретеров, штор, телевизоров и половиков.
Ремиссия может длиться целые десятилетия.
Но потом - жажда берет своё.
В этом смысле наглая и безбашенная сестрица писательницы, которая убивает людей, и которая куда как ближе к животному поведению - вдруг оказывается если не честнее, то естественнее двух вечно молодых искусствоведов.
О, и тут мы выходим на старую проблему психофизического равновесия, которую рассказывают в рамках любых приличных курсов философии, и которую в фильме великолепно раскрыл Джармуш. Есть сумма обычаев и умений - культура - которая имеет собственную линию развития, и которая определяет человека. И есть задатки, предпосылки. Причем культура - она ведь растет и меняется. Это громадное дерево, которое благодаря науке начинает переиначивать человека. А тело - оно мало меняется последние тысячи лет, и в этом смысле что вампиры, что поколения людей - решают одну и туже задачу. Пока есть запас крови полный холодильник жратвы - мир вполне нормален и можно философствовать о небесах.
Когда в желудке пустота - начинают чесаться клыки.
И это ощущение напрасной уловки, разоблачающегося самообмана - великолепно передано в фильме.
Такую картину можно было бы снять о питерской интеллигенции в 1918-м - когда вдруг стало нечего есть. Когда весь мир поэзии, балета, нарождающегося кино - вообще первоклассного искусства - вдруг оказался один на один с тотальным дефицитом.   Кто-то стал вампиром (не комиссаром 😉  нет, просто уродом и душегубом), кто-то остался человеком и умер, перечитывая любимый томик Шекспира, а кто-то смог пройти по натянутой нити, стал ездить с гастролями по деревням, увидел и воспел новым языком красоту новой эры (а в любой новой эре есть красота).
Так что за героев фильма можно быть вполне спокойными - они освоятся в новом городе, наладят бизнес или что там приносит им деньги, найдут контакты в медицинской среде, и снова смогут увлечься искусством. У людей так не выходит. Людоед - стало быть людоед.
Для Украины - очень актуальный сюжет. У кого-то мозги и так уже отлетели. А кому-то придется переживать экономический кризис в здравом уме...

Что хорошо:
- отличный подбор актеров, игра. К человеческой 🙂  составляющей фильма претензий нет никаких;
- интерьеры домов. Собственно, декораторы в очередной раз показали, как может выглядеть постановка "Тех, кто охотится в ночи" Б. Хэмбли;
- "секс, наркотики, рок-н-ролл" - показаны в очень правильно пропорции. Вампиры не эльфы, но режиссер смог уйти от навязчиво-клюквенной "кровяшки", которой иногда переполняются ленты о ночных охотниках;
- неторопливый стиль изложения требует условий просмотра. Но если вам не надо отвечать на экстренные звонки по телефону, то вникнуть - получается;

Что хотелось бы добавить:
- восприятие вампирами ночного мира. В фильме хороша работа с пространством, с ночными городами, набережными, улицами, с полутемными комнатами. Но ведь вампир должен видеть мир иначе - даже если глаз не отличается от человеческого, за столько десятилетий он великолепно научился различать оттенки. Да, это нужны спецэффекты, причем в очень тонком исполнении - не "внутренний взгляд терминатора", но почти человеческое видение;
- на полграмма больше об участии вампиров в политике. Да, тут легко уйти в побочную линию, но...

 Всем любителям вампиров и Джармушка - обязательно к просмотру. для остальных: это длинный, атмосферный, артхаусный фильм, который все равно интересно смотреть.

http://beskarss217891.livejournal.com/567009.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.