ИсчезнувшаяGone girl, 2014

Ну что ж, вот и я могу присоединиться к хору довольных этой новинкой от Финчера. Как и всегда - сильно, смело, ярко и со смыслом. Муж возвращается домой в день пятилетней годовщины брака и обнаруживает, что его жена пропала, подозрение падает на него, а дальше раскручивается история с таким подтекстом, что тут анализировать и анализировать. В том числе и с точки зрения феминизма, чем я и собирась заняться. Осторожно, много спойлеров!

Основной вопрос, который красной нитью идет через весь фильм - так кто же такая эта Эми Данн (Розамунда Пайк, по-моему, ее лучшая роль ever). По ходу сюжета мы начинаем понимать постепенно, что ни родители, ни любовники, ни муж, ни знакомые, ни даже сама Эми не знают - кто такая настоящая Эми Данн, как личность.

Родители с детства достраивали жизнь Эми в книгах: если реальная Эми где-то не дотягивала до идеала, в котором нуждались ее родители, то Эми-из-книг компенсировала им эти потери; любовники в школе и университете также встречались с образом Эми - красивой, умной, утонченной блондинки с "задницей как у стриптизерши", Эми, склонной к экспериментам в сексе, Эми, любившей импрессионистов и Пруста;  муж Ник Данн (Бен Аффлек) верил, что его жена идеальна, но при этом не имел никакого представления о том, с кем она дружит или чем занимается, когда его нет дома.

Из всех этих крупиц, которые режиссер подбрасывает нам в течении фильма, складывается довольно неприяная картина - родители, которые всячески провоцировали у дочери комплекс неполноценности и вытесняли ее реальную личность идеальной; мужчины, для которых Эми была прежде всего набором внешних условных данных - блондинка, Гарвард, трастовый фонд; общество, которое видело результат родительских усилий и мужской слепоты. И сама Эми как-то терялась за всеми этими наслоениями, ее практически не было видно, и вот почему Ник в начале даже не мог рассказать о своей жене чего-то стоящего, кроме того, что она была замкнута. Если подумать, то это закономерный итог всех процессов в жизни Эми - даже в начале знакомства она предложила Нику выбрать, кто она - и я уверена, если бы Ник выбрал другой вариант, Эми была бы такой, какой ее желал видеть Ник. Но не за просто так, естественно.

В этом вся соль фильма - если общество желало видеть Эми такой, какой она была ему удобна, то и Эми желала видеть общество и мужчин такими, какими они были удобны ей. Отсюда побег от первого любовника (Нил Патрик Харрис, тоже отличная роль, хоть и второго плана) - он оказался точно таким же, как Эми, он сам принял все условия общества, но в ответ пытался переделать не только реальность вокруг себя, но и человека, Эми. Отсюда попытки привести в порядок второго любовника в колледже и жестокая расправа над ним после того, как он не пожелал стать таким, как хотелось Эми. Эта женщина, по сути, последовательно воспроизводила процесс, который общество через ее родителей и мужчин пыталось проделать с ней. В тексте фильма прямо говорится об этом - Эми хотела, чтобы все было идеально, она сама придумывала образы и воплощала их, сама хотела менять реальность, а не быть той, которую меняют. Она хотела устанавливать правила игры. Это вроде как триеровская "Нимфоманка", только секс тут был одним из инструментов, а не способом самовыражения и раскрепощения.

В этом фильме, конечно, воплотился страх каждого традиционно воспитанного мужчины - абстрактная зубастая вагина, готовая в любой момент отсечь мужское достоинство. Ник Данн в каком-то роде оказался кастрирован Эми, как и двое ее предыдущих любовников - она сама выбрала его, сама сделал его, сама попыталась уничтожить, а когда все пошло не по плану - сама вернула все на исходные позиции и сделала все так, чтобы Ник не мог ни уйти, ни остаться на прежних условиях. У Ника отняли возможность выбора, как до этого многие мужчины отнимали возможность выбора у женщин.

И возвращаясь к первому абзацу - кто же такая Эми Данн? Сначало мне показалось, что единственный раз мы видели реальную Эми в те моменты, когда она в затрапезном платье, с волосами "как у хомяка", плевала в стакан новой знакомой. Но потом я подумала, что и эта Эми - продукт воспитания и давления ее родителей. В начале картины есть замечательный момент, когда журналисты задают Эми вопрос, не обидно ли ей, что ее бумажная соперница выходит замуж, а сама Эми до сих пор не замужем. По сути ведь Эми пыталась обогнать свою виртуальную соперницу, выдуманную ее родителями, и к финалу фильма мы оставили героиню, кажется, в лучах славы и почета - жертва маньяка, спасшаяся и вернувшаяся к мужу, который признал свои ошибки и попросил прощения. Эми восторжествовала, но какая Эми? Реальная? Мне кажется, нет.

И что самое интересное - режиссер ведь ставит под вопрос и реальность Ника, и реальность вообще всего общества. Через поведение людей во время следствия, через реакции людей на то, что придумывали журналисты, через все это Финчер поставил один вопрос - а что, если мы все нереальны? К слову, я вовсе не оправдываю героиню, я просто пытаюсь разобраться в истоках ее маниакального поведения. Оно же не на путом месте возникло, в ее действиях есть смысл.

В общем, это очень глубокий и интересный фильм, и я всем настоятельно рекомендую его посмотреть. Два с половиной часа пролетели незаметно практически, сюжет не провисал и неожиданные повороты шли одни за другим. Мне понравилось.

http://telluriya.livejournal.com/153300.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.