Николай «Николенька» Гаврилович — депрессивный физик, полтора десятилетия решавший проблему внеземных цивилизаций и, наконец, пришедший к ее бесперспективности. Он решает устроиться грузчиком в гастроном и вести жизнь плебея-алкоголика. Герой, однако, вызывает симпатию у блондинки-продавщицы Надежды, которая планирует установить над ним шефство, спасти его. А поскольку в Советском Союзе продавец — существо уважаемое и зажиточное, у Николеньки есть все шансы переустроить свою жизнь на принципиально новых началах.
Владимир Бортко в моем разумении — это «наш Горан Маркович» - они ровесники, выходцы из высокородных семей социалистических государств; оба рано получили доступ к закрытой фильмотеке и карт-бланш на умеренную критику строя. Вот «Блондинка за углом» - и есть образец такой критики: произведение сделано по всем канонам соцреализма — но с фигой в кармане. В картине показано извращенное общество: женщина командует мужчиной и берется его обеспечивать; снабженцы и мясники — куда богаче, солиднее, и в целом, главнее ученых; и даже последний бастион научного прогресса, радиотелескоп — находится в Заполярье, и в космос, наверняка, посылает сигналы о безумии и абсурдности советского государства.
Впрочем, все подано симпатичнее и беззлобнее, чем рязановская параша. Советские бизнесмены, уцелевшие после андроповских чисток, показаны вполне недурными, неглупыми и достаточно благородными людьми. Кроме того, выясняется, что у «интеллектюэлей» тоже куча тараканов в голове, какой-то снобизм (мало на чем основанный), а зачастую и откровенное маньячество (героиню Елены Соловей хотелось просто перетянуть бильярдным кием между ушей). Между тем, молодая Догилева без бюстгальтера — с сиськами! - еще отчасти привлекательна, не так уж и похожа на Ельцина в юбке. Миронов — пересматривая советские фильмы, понемногу прихожу к выводу, что он был одним из немногих русских актеров, которые могли бы без особых проблем играть в западном кино. Все же, мой фаворит - «Крокодил», работящий и молчаливый атлет, semper fidelis по жизни...
Финал фильма, однако, приятно тешит самолюбие мужчины и интеллигента, но, если вдуматься, совершенно не стыкуется с реальностью. От сцены где Николенька решительно уходит в ночь, а Надежда, теряя остатки достоинства, умоляет его вернуться веет невыносимой фальшью. Если ж проецировать перспективы этой семьи в будущее, то судьба ее незавидна: наука в этой стране окончательно уничтожена, но и отказ от планово-дефицитной экономики привел к тому, что «хозяева жизни», гордые «работники советской торговли» превратились в тех, кем и должны были являться — жалких халдеев на крохотной зарплате. Поэтому недоверие от ключевой сцены лучше не подавлять — не то становится слишком грустно.
https://richteur.livejournal.com/344437.html