«Не имею никакого отношения к нациям»

"69-летний югославский и хорватский актёр Игор Гало за полвека своего труда снялся в десятках фильмов отечественного и зарубежного производства". В частности, в ленте Хайрудина Крваваца (1926-1992) "Мост" 1969 он играл паренька Бамбино (на скриншоте под катом), в "Железном кресте" 1977 американского кинорежиссёра Сэма Пекинпа (1925-1984) - лейтенанта Майера. Загребское издание "Novosti" опубликовало 4 августа 2018 интервью с Гало; и наиболее существенное из него - Вам, читатель:

"- Как я попал в киноиндустрию? В 1965 в Книне, когда я учился в средней школе, по случаю 35-летия её основания меня взяли играть гимназиста Раку в самодеятельной постановке сатирической комедии Бранислава Нушича "Госпожа министерша". Тогда я попробовал вкус волшебства сцены; а в следующем классе уже включился в работу экспериментальной школы молодых актёров в Пуле. С ребятами которой мы вместе посетили кучу театральных и кинофестивалей, республиканского и общеюгославского уровня. В 1967 я поступил в Загребе в вуз, учился на факультете лесного хозяйства. И в свободное от учёбы время, чтобы заработать немного карманных денег, в 1968 был статистом в фильме "Три сата за љубав" режиссёра Фадила Хаджича (1922-2011). Главные роли в ленте, отразившей мощное влияние на стилистику Хаджича французской "новой волны", играли Станислава Пешич (1941-1997) и Драган Николич (1943-2016). На тех съёмках меня приметили ассистенты другого режиссёра, Крешимира Голика (1922-1996), и позвали на кинопробы в его кинофильм "Имам двије маме и два тате". Так всё и началось".

"- Я играл много ролей в зарубежных фильмах. И сыграл бы ещё больше, если бы время съёмок части из предлагаемых не перекрывало друг друга, проходило не одновременно. При СФРЮ в Хорватии вообще снималось множество иностранных или совместных по производству лент". Практически уничтоженный ныне "Jadran film" был тогда очень почтенной и уважаемой кинокомпанией, с которой охотно сотрудничали самые требовательные голливудские киноструктуры. Если говорить о разнице между съёмками в западных и югославских фильмах, то однозначно - наши ленты были куда увлекательнее, и сами они, и сниматься в них приносило гораздо больше радости. Это просто несравнимо с убогим ощущением от современной", после 1990-1991, "хорватской кинопродукции. Лишь очень изредка познаёшь "радость творенья"; одно мученье, что перед камерой, что за ней".

"- На мой взгляд, мы можем гордиться и кинематографией ФНРЮ и СФРЮ вообще, и, в частности, многочисленными кинолентами и сериалами на тему народно-освободительной борьбы в Югославии. По крайней мере, я горжусь такими своими работами. Однако за последние почти три десятка лет в Хорватии преднамеренно ущемляют и давят хорватское кино, снятое до 1990. Так что молодёжь нынче и не имеет даже полноценного представление о нём, его широком разнообразии - и о его периоде. Были тогда и промахи с провалами, как концептуальные, так и профессиональные. Но повсеместно все возможности для творческого выражения были намного большими, лучшими и качественными. А об условиях для кинопроизводства я уже даже и не говорю. Снимались фильмы самых различных жанров, от авангардных, опережавших западноевропейские тренды, и спорно-"альтернативных", до великолепных боевиков с тематикой Второй мировой войны. Для всех произведённых в Югославии фильмов существовал точный учёт, в какие страны их продали. Только для лент "Козара", "Битка на Неретви" и "Мост" учёт отличался: писали "во все страны мира, кроме..." Легче оказывалось перечислять страны, в которые не продали! Тот же "Имам двије маме и два тате" три недели в ФРГ был самым посещаемым в кинотеатрах зарубежным фильмом, его обожали в Венгрии и ЧССР, что знаю по кипам приходивших оттуда писем. "Мост" и "Валтер брани Сарајево" Крваваца смотрели сотни миллионов людей по всему миру. А как со зрителями у нынешних хорватских кинолент? Пшик один".

"- Когда сейчас режиссёры из Западных Балкан публично бахвалятся "снять культовый фильм покруче "Неретвы"... Знаете, ведь "Код "Неретвы" - ни разу не тайна и не дилемма. "Битка на Неретви" - чисто югославский фильм Велько Булайича. А проблема в том, что мощного кинопроизводителя, СФРЮ, - больше нет. Так что какое там "покруче", что вы... Некому сейчас действительно беспокоиться и развивать как кино, так и всё югославское наследие. Всё разграблено и разворовано. А ведь никакой "Неретвы" не было бы без сотрудничества всех киноработников в Югославии, в частности, без боснийских коллег; "Неретвы" не было бы без Тито, без ЮНА. Напротив, в ходе принудительной и криминальной, тотальной приватизации жадные стервятники до тла разорили и "Jadran film" в Хорватии, и "Авала филм" в Сербии, да и всё остальное".

"- В современной Хорватии мы живем в лицемерном обществе, где люди, в основном, лгут друг другу. Я вырос и учился в Югославии, работал во всех её республиках, - и ощущаю всё пространство этих территорий как своё. Да и вообще: не люблю нации, не имею к нациям никакого отношения, а люблю, ценю и уважаю многих конкретных людей самого различного этнического происхождения. В Хорватии же многие почти 30 лет живут с глазами, закатившимися в экстазе национального транса. Так что не удивительно, что, проведя совместно три десятка лет в состоянии продолжительного националистического транса, население готово терпеть ещё и ещё. Без надежды, что транс спадёт. Сейчас его накручивают в добавок при помощи футболистов, завтра подключат и ватерполистов, и гандболистов... Однако показательно: что-то посложнее, чем спортречёвки неоусташей под пиво на трибунах и у телевизоров, находящимися в националистическом трансе игнорируется. К примеру, объектами и виновниками "национальной страсти" никогда не были и не будут лучшие юные математики Хорватии, занимающие призовые места на мировых олимпиадах. И, возвращаясь к теме кинематографа. Считаю, что хорватское кино имеет будущее только в одном случае - если искренне, до боли, посмотрит на себя и окружающую действительность".

https://rikki-vojvoda.livejournal.com/289146.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.