Или Где правда, брат?!
Как и многие произведения искусства, фильм "Брат-2" нужно рассматривать в контексте времени, в котором он создавался.
Итак, в конце 90-х годов прошлого века в России в интеллектуальных кругах возникло такое весьма распространенное явление как элитарный эстетический антиамериканизм. Вызвано это было вполне естественными причинами.
Во-первых, тем, что побывавшие в Америке интеллектуалы, разумеется, были разочарованы несоответствием реальной Америки выдуманному ими идеалу.
Во-вторых, воспитанным за предыдущие годы массовым слепым преклонением перед всем американским у "плебса".
И в-третьих, разумеется, бомбежками Югославии.
Тем не менее, очень важной особенностью этого эстетического антиамериканизма была изрядная доля иронии и самоиронии. Например, в то приблизительно время появляется песня "Америка" группы Степанцов Лосьон с припевом:
Ага, Америка, Америка!
Я жить здесь больше не хочу!
Здесь чёрные задрочены,
Здесь белые замочены,
Я жить здесь больше не хочу!
Весь текст см. здесь.
Относиться к этому серьезно могли только полные идиоты, Впрочем, и в то время, несмотря, на соседство этого трека на альбоме с песней "Хочу пингвинчика", например, находились и такие. Просто тогда их было абсолютное меньшинство.
В этом же ключе следует рассматривать и фильм Алексея Балабанова "Брат-2". Недаром сцена расстрела всех в американском ночном клубе снята в нарочито пародийном стиле компьютерной игры.
Будучи выдернутой из контекста и ставшая крылатой, фраза "вы мне еще за Севастополь ответите" просто абсурдна с точки зрения здравого смысла. Как будто украинцы его захватили... Впрочем, может быть в мозгах контуженного на всю голову героя Виктора Сухорукова это так и было...
Как вы помните, по действию фильма, Данила мстит за российского хоккеиста, которого обманул американский менеджер. Прошу обратить внимание, что эта история просто фикция, выдумка, художественный вымысел, не больше. Тогда как в фильме сняты реальные российские хоккеисты Морозов и Каспарайтис, в то время выступавшие в НХЛ и которых как раз никто с контрактами не обманывал...
И тут тогда уж, скорее, правильней ставить вопрос не в "В ЧЕМ правда, брат?", а "ГДЕ правда, брат?", если уж на то пошло...
Короче, так или иначе, относиться ко всему этому, конечно, надо не более, чем как к простому художественному произведению с изрядной долей условности.
Кто бы мог подумать, что этот "эстетический антиамериканизм" за 10-15 лет опустится на самое дно и потеряв всяческую эстетичность превратится в нынешний звериный быдло-патриотизм?! В том-то все и дело, что на быдло этот "эстетический антиамериканизм" рассчитан не был, потому что там, где художник выражает свою позицию художественными средствами, быдло - сбрасывает бомбы.
http://maxilla-k.livejournal.com/555263.html