Мы тут посмотрели одну шведскую картину, и я до сих пор впечатлена, что не могу не написать.
Долбаный Омоль, или Покажи мне любовь.
Вот что за сюжет: Омоль - провинциальный город в Швеции, маленький такой городок, как много наших, где делать нехрен. Именно так грубо - нехрен, потому что фильм о подростках, а для них слова "нехрен", "ну типа" и "как бы" - нормальный язык (перевод, конечно, очень гармоничным показался). Именно так - нечего, потому что единственное, чем могут занять себя подростки - заторчать от какого-нибудь алкоголя, хоть на какой-нибудь вечеринке, ну еще иногда забавным кажется следить за лотереей по ящику. Да, и видимо, тогда стали появляться сотовые (год выхода фильма - 1998), поэтому вот еще интересное занятие - засосаться в телефон. Все скучны.
Вот что поразило: фильм абсолютно принимаем. Для меня - абсолютно идентичная моей подростковости реальность. Я и чувствовала и видела так, как это бы происходило в мои годы. Не понимает мама - да. Скучно со сверстниками - да. Больно от первой влюбленности - да. Бесконечные глупые стихи о любви - да. Готова уехать с первым встречным - да. Хочется всех послать - да. Сделать наперекор - да. Непонимание грани между приличием и развращенностью - да. Отношения по принципу "потому что так получилось" - да. И т.д.
Вот что приятно: Валерия Гай Германика со своим возведенным в культ подростковым и состоявшимся быдлом тут и рядом не стояла. Потому что с быдлом рядом стоять не хочется. Быдло - надежда в гробу. А у режиссера Лукаса Мудиссона все эти тупенькие, какбэкающие, не думающие о развитии мальчики-девочки все-таки не быдло. Простая средняя молодежь. Бухает, бездуманно спит друг с другом, станет потом элетриками-машинистами и продавцами-воспитателями, заведет таких же детей. Ну не может же не быть этой ватной прослойки. В конце концов никому не нужная слушающая Альбиони первая главная героиня и страдающая от скуки и мечтающая вырваться в модели или на крайний случай в психологи оторва вторая героиня - потому и влюбляются друг в друга.
Вот что удивило: может показаться, что единственный выход из всей этой скучной жизни - нетрадиционная любовь. Потому что это взрывает понимание почти всех. Потому что... Однако ж какая это нетрадиционная любовь, это скорее желание найти близкого по духу человека - "однополого" по неодиночеству. Потому что одиночество в фильме показано страшно: первую главную героиню никто не любит, ее мама одинока в своей правильности, мама сестер одиноко готова смотреть лотерею всю свою жизнь, у всех этих "королев школ" нет ни одной по-настоящему близкой души, всех эти мальчики-футболисты тоже никому по-настоящему не нравятся и годятся только на акт дефлорации. Поэтому финал, конечно, радует надеждой на то, что есть те, кто восстает против обыденности, есть те, кто готов искать. Ну и что, что все не могут быть прекрасными развитыми людьми, а большинство остается серой массой. Это было бы коммунистично. А в Швеции хоть и скука, но не коммунизьм.