Для тех, кто пребывает на духовном распутье
Как ни крути, без этой ленты в данной категории не обойтись. Более того, какой список фильмов о персональной трансформации ни открой, это кино будет в первой пятерке, а все потому, что это не просто кинофильм, а притча, басня, образец. События и персонажи в нем выписаны с карикатурным преувеличением, и каждый из героев стереотипичен. Стоит открыть синопсис на IMDB — и тут же получаешь: «Сексуально фрустрированный отец семейства из пригорода переживает кризис среднего возраста…» Просто какая-то цитата из карточки пациента доктора Фрейда. Все это, безусловно, так, но читать синопсис куда скучнее, чем наблюдать на экране Кевина Спейси, мастурбирующего в семейной постели рядом с живой женой. Сыгравшую ее роль Аннетт Бенинг для этого фильма, кажется, даже не гримировали, чтобы образ побитой жизнью тетки средних лет, утратившей жизненные ориентиры, получился колоритнее. Что ни герой — то маска из греческого театра.
Лестер Бернэм (герой Спейси) продает свою «кэмри» и покупает «Понтиак-Файрберд» 70 года, увольняется из офиса и устраивается работать в фастфуд. Обретает друга и духовного наставника в лице соседского парня, дилерствующего травой. Переживает сексуальное пристрастие к чирлидерше, однокласснице собственной дочери, — однако эта линия введена, чтобы подчеркнуть, что у главного героя подавленная сексуальность, не более того. Суть же в том, что Лестер счастлив впервые за много лет, вот только понять его способен разве что сосед-барыга. Остальные персонажи идут своими путями, и далеко не все эти путешествия закончатся счастливо.
Кино, вознесшее Мэтта Дэймона и Бена Аффлека (они написали сценарий) из подвалов на подиум Kodak Theatre. С большим удовольствием читал воспоминания Мэтта Дэймона, который пишет, как они с Аффлеком прикидывали, смогут ли позволить себе обед в макдачной, когда им позвонили из студии «Мирамакс» и сказали: «Можем предложить вам 500 тыс. долларов за экранизацию. Вас устроит?» Уилл Хантинг — никому не известный гений из насквозь трущобного Южного Бостона, который отлично рубит в математике. Он и его закадычный друг Чак Салливан работают на стройке, бухают и дерутся, находя в этом смысл своего земного существования, но… лишь до тех пор, пока не вмешивается судьба-индейка. Уиллу светит тюрьма, и единственный способ избежать попадания на нары — пройти предписанный курс терапии у психоаналитика (Робин Уильямс). Психоаналитик, сам человек непростой, решает взяться за пациента, от которого отказалось полдюжины его коллег. В итоге терапию проходят оба и получают в качестве награды за страдания новую цель и новый смысл жизни. Уилл Хантинг выбирается из трущоб, бросает синьку и безнадежных друзей и наконец спокойно смотрит в лицо собственным научным амбициям, сумев сломать подростковые комплексы. Конечно, не обошлось без прекрасной девушки из университетских кругов, но таковы законы жанра. Ну, Минни Драйвер — прекрасная актриса, все будут довольны.
Лично я пересматриваю это кино раз в год как минимум, последние шесть лет — в оригинале, потому что диалоги там чуть ли не половина успеха. Молодой Дэймон не зря стал гей-иконой, посмотрите это кино — и убедитесь сами: парень просто излучает. Робин Уильямс получил свой «Оскар», скорее, по сумме заслуг, поскольку игра его здесь не хуже и не лучше, чем в любой другой картине из его фильмографии, но дело даже не в этом, а в том, что это безусловно оптимистический и остроумный фильм, понятный каждому, у кого есть голова на плечах и способность сопереживать героям. После успеха «Уилла Хантинга» Гас Ван Сент решил войти в ту же воду повторно, сняв «В поисках Форестера», и получилась у него бездарная фигня. Поделом тебе, Гас, а вы предупреждены.
«Последний наряд», The Last Detail, 1973
Двое матросов получают наряд — доставить третьего в портсмутскую тюрьму. Все бы ничего, но вот арестанту по имени Мэдоус всего 18 лет, срок он получил за попытку кражи 40 долларов из коробки для пожертвований, и за это «тяжкое» преступление дали ему целых 8 лет — чтоб другим неповадно было. Матрос Баддаски (Джек Николсон), один из конвоиров, оказывается человеком большого сердца и решает показать молодому балбесу, что такое настоящая жизнь — к которой тот получит доступ не ранее чем лет через шесть (это если за хорошее поведение скостят). Благо время позволяет — на экспедицию выделена неделя — и Баддаски устраивает подопечному тур по понятному каждому мужчине маршруту: материнский дом, закусочные, алкогольные эскапады, бордель.
Фильм, признаюсь, меня растрогал. Не припомню, когда я последний раз смотрел столь убедительное с точки зрения разработки характеров кино. В начале мы имеем арестанта, который как личность равен нулю: это человек без чувства собственного достоинства, не имевший нормального детства, никогда не покидавший своего города и вообще плохо представляющий, что такое — жить. Баддаски примеряет на себя роль его отсутствующего отца. К концу ленты Мэдоус уже абсолютно другое человеческое существо, но жизнь играет ему свою сардоническую мелодию: впереди 8 лет за решеткой, в течение которых Мэдоусу предстоит прокручивать в памяти эту неделю. Стоило ли давать парню попробовать на вкус настоящую жизнь? Или следовало оставить его девственником чистейшей пробы, для его же душевного спокойствия? Ответ на этот вопрос каждый будет искать сам. В финале Мэдоуса в прямом смысле слова волокут в камеру, потому что ноги не несут, — этот эпизод буквально разбил мне сердце. Вот это настоящий кинематограф. Про Джека Николсона я заливать не стану, вы и так все знаете, а вот Рэнди Куэйд в роли Мэдоуса заслуживает аплодисментов.
«Король-рыбак», (The Fisher King), 1991
Одна из двух, что ли, коммерчески успешных картин Терри Гиллиама за его 40-летнюю карьеру. Есть у него покровители на голливудских холмах, определенно.
Джефф Бриджес играет радиодиджея, ведущего эфир по принципу «ничего святого», эдакого Говарда Стерна / Бачинского — словом, вы улавливаете типаж. Однажды после эфира, в ходе которого диджей горячо призывал убивать яппи, один маньяк пришел в нью-йоркский бар с помповым ружьем и «откликнулся на призыв». Погибли люди, диджей впал в депрессию. Однажды он встречает бездомного, который оказывается причастен к трагедии: у него в баре была убита любимая женщина, после чего он сам несколько подвинулся рассудком и ушел бомжевать. Диджею предоставлен шанс изменить ход своей жизни, которая неуклонно движется под откос с того самого вечера, когда он слегка порезвился в эфире.
Бездомный по имени Пэрри (Робин Уильямс сегодня у нас в гостях дважды) живет в воображаемом мире: для счастья ему необходимо не что иное, как Священный Грааль, который хранится в доме у некоего миллионера под видом школьного спортивного кубка. Как пел Высоцкий, «ну сумасшедший, что возьмешь». Герой Бриджеса, конечно, сперва кормит бедолагу, одевает его, помогает наладить отношения с возлюбленной (безумная Аманда Пламмер, Хани Банни из «Криминального чтива») — короче говоря, пытается избыть свою вину недорогими и доступными пониманию обывателя способами. Но не тут-то было, приходится ему лезть и доставать Святой Грааль.
История немудреная. Помимо психологических зарисовок, внимания заслуживает мотив мужской дружбы и почти что материнской любви женщины практического склада, которую отменно играет Мерседес Руэль. Отдельно отмечу Робина Уильямса, который в роли Пэрри просто рвет и мечет, а его взаимоотношения с полоумной Лидией заставят зрителя улыбаться во весь рот. Грааль найден, вместе с ним на главного героя снисходит благодать, он обретает долгожданную свободу, ну а уж чувства вины он наглотался на весь остаток жизни. Очень умное, доброе кино, в котором мораль и идея доступны каждому, но при этом не разжеваны до состояния пюре, как это стало принято в последнее время.
«Игра», The Game, 1997
Ну мало ли, вдруг кто-то не видел?
Николас Ван Ортон (Майкл Дуглас) — богатый финансист, потерявший берега. Это черствый человек, сухой, как трут, полностью лишенный иллюзий, а главное — интереса к жизни. Все уже было, он достиг всего, чего хотел. «Куда жить дальше?» — сказал бы Андрей Платонов. И тут жизнь вдруг начинает выбрасывать дикие коленца: родной брат рассказывает о том, что на него охотятся неведомые убийцы, герой попадает в череду событий, угрожающих его жизни, появляется романтическая роковая женщина… Напряжение нарастает, абсурд становится невыносимым. Из этой катастрофы наш герой выйдет совершенно другим человеком. Для того чтобы обрести вкус к жизни, ему придется потерять все, буквально — все.
И правда, если кто не видел — никаких спойлеров, которые испортят просмотр бесповоротно.
Дуглас часто соглашается на роли, где ему приходится играть персонажей а-ля Гордон Гекко, человек без морали и совести из «Уолл-Стрит», и они ему отлично удаются. Также он прекрасно справился с ролью человека-оболочки, насухо высосанного реальностью и мечтающего только о смерти («С меня хватит!»). Объединим этих двух персонажей — и получим Николаса Ван Ортона.
Два часа без единой передышки, в течение которых ни разу не хочется воскликнуть: «Стоп! Дайте дух перевести!» — и финал, еще более невообразимый. Надеюсь, убедил?
http://pexirgarnez.livejournal.com/172791.html