Анжей Вайда, Польша, 1979 год, художественный фильм «Дирижер». Картина не может не быть антисоветской просто по единству автора и контекста.
Действительно, оркестр — метафора польского общества. Скрипачка — метафора польской души. Дирижер Адам — неудачник, невротик — тупая коммунистическая власть. Ну а старый дирижер, приезжающий повстречаться со своей молодостью — это благородный Запад, где всходит и заходит Солнце.
Неумелый молодой дирижер Адам, ты просто не любишь музыку — говорит в финальном диалоге ему жена, пытается управлять оркестром методом кнута без пряника, унижает и третирует музыкантов (впрочем, и музыканты хороши — один курит во время репетиции, другой ест, третий опаздывает, четвертый требует перерыва), с искаженным лицом паяца машет дирижерской палочкой. Может ли оркестр с таким руководителем исполнить пятую симфонию Бетховена? — очевидно нет.
Совсем другое дело маэстро из Америки, уехавший из Польши 50 лет назад и добившийся успеха. Старый дирижер дирижирует совсем иначе, он слушает музыкантов, ищет с ними диалога. Макс Ласоцкий говорит, что мы играем хорошо, заявляют музыканты своему горе-руководителю.
В общем, если бы в титрах стояла фамилия Рязанова, я бы без сомнения сказал — рядовой антисоветский пасквиль, Гараж 2 в интерьере филармонии. Но Вайда не Рязанов, поэтому, кроме этой очевидной линии (на самом деле, чтобы это увидеть нужно обладать определенной мировоззренческий оптикой, в конце концов «Дирижер» Вайды - не «Интердевочка» Тодоровского, где лошадиная доза антисоветского, антирусского яда вбивается зрителю в глотку и никакая оптика не нужна, нужны быстрые ноги, чтобы уйти из-под духовно-эстетического обстрела), в картине есть еще что-то, что не исчерпывается политической конъюнктурой 1979 года. Это что-то — пятая симфония Бетховина. Судьба стучится в двери. Здесь не все так однозначно.
Эта линия — не что иное как судьба гуманизма в 21 столетии. Да-да, именно так. Судьба стучится в дверь и человек ей отвечает. Как человечество сыграет эту симфонию и сыграет ли вообще? Может ли быть членом оркестра каждый, или нужно отобрать лучших, а негодных вывести из состава, как сделал это молодой режиссер Адам?
Вот, на мой взгляд, центральная проблема, которую поднимает в своей картине Вайда. Человечество жаждет услышать пятую симфонию, сможет ли оно её исполнить? Финал оставляет этот вопрос открытым.
http://st1347.livejournal.com/326760.html