«Невыносимая ясность бытия» или «К вопросу о мотивах вступления в брак».

И - нет, в заглавии я ничего не напутала с цитатой. "Так и задумано". 🙂

Смотрю фильм "В день свадьбы" (1968 год), порекомендованный Светланой Адоньевой (Svetlana Adonyeva) в лекции "Свадебные ритуалы и семейные ценности".
Реально отличный фильм, большое спасибо. 🙂

Для меня фильм - прежде всего о присоединении.

Во время Войны герой, будучи ещё ребёнком, был отторгнут от "родной общности". На всех уровнях, от буквальной родной семьи (герой - "блокадная сирота", эвакуированный на Волгу и выросший в детском доме) до "метаобщности" Города (думаю, можно долго не рассказывать о том, что всякий Город есть "гений", а Герр Питер - "гений" самым классическим, европейско-построманским образом, произрастающим ещё из той версии Вселенной, в которой есть Рим, Вечный Город, и есть "всякая фигня вокруг"... urbi et orbi, ага).

Если бы его усыновили, он бы естественным образом "врос" не только физически и социально, но и метафизически в новую общность.

Здесь мне отдельно "показательно" то, что в качестве этой общности выбрана Кострома. Говоря кратко, если бы меня попросили назвать в России "антиПитер", я назвала бы не Москву, нибожежмой, я бы назвала именно Кострому. Это "по всем фронтам" - оппозитный "полюс" к Питеру, и сам город, и регион. Достаточно сказать, что Питер на своей "округе" стоит. А Кострома из своей "округи" растёт. Думаю, масштаб системных различий уже понятен.
Так вот, героя не усыновили, он вырос в детском доме, он физически и социально вполне "встроился", но метафизически (тут должно быть "сложное" для многих читающих слово "Поле" 😉 ) остался "неприсоединённым". А это... это для большинства людей даже не "плохо", это неестественно. Большинство людей естественно сообразно для того, чтобы быть "частью общности". Мы, в конце концов - групповые всеядные хищники оппортунисты. Более "колхозной" твари с индивидуальным сознанием придумать просто невозможно! 😉

Очень важный вбоквел:
Если у кого-то на этом месте в голове замигала красная лампочка и завопил матюгальник:"А-А-А-А!!! Меня опять хотят засунуть в строй!!! Мою индивидуальность опять топчут кованными сапогами!!! Моё право быть самим собой, быть свободным и независимым, опять игнорируют и обесценивают!!!!"... мои искренние соболезнования, но Я НИЧЕГО ТАКОГО ДАЖЕ НЕ ДУМАЮ.
Если чьи-то индивидуальные психологические травмы создали у человека устойчивый системный паттерн "общность равно насилие, принуждение, унижение, деиндивидуализация и дегуманизация"... не находясь в позиции помогающего практика, работающего с этим человеком, как с клиентом, я ничего не могу с этим сделать. Так что "претензии - не сюда". Серьёзно.

А теперь возвращаемся к герою, которому лет так 25-ть, то есть он уже выходит не только за рамки детства и отрочества, но даже за рамки юности. Он - на пороге "зрелых лет", и по этой причине для него сейчас жизненно необходимо наконец обрести Свою Общность. В частности - семью, но это - "наглядный частный пример", не менее, но и не более.
А на более глобальном системном уровне это - и социо-культурный "круг" (не даром у невесты столь ... живописно-харАктерная семья и окружение... "это - не тёща, это - судьба"... в фильме - тесть, но - всё равно Судьба 🙂 ) и тот самый метафизический "гений", который делает (или - не делает) человеку вот это самое "чувство бытия на своём месте".
Так что даже, если Виктор Розов (автор пьесы, по которой снят фильм) и "отправил" первую любовь героя учиться именно и конкретно в Ленинград (из Костромы... где - ЕЁ дом и семья... скажем так: Ярославль проще, Москва ближе...) исключительно ради "интуитивного чувства красивой равновесности истории"...
ОЧЕНЬ "рабочие" интуиция и чувство равновесности у Виктора Розова, вот замечательно просто "рабочие". 😍

И финал истории очень... истинный. Потому, что "насильно мил не будешь". И это - не про "романтическую любовь" из "Хрестоматии по русской литературе" за 8 класс. Это - про ту "большую, хорошую любовь", которая есть не "дивное видение", а жизнь. Настоящая, живая Жизнь. Которая после свадьбы только начинается. И длится, течёт, как Волга. Которая "никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".
И именно поэтому выбирать её нужно по-честному, по-настоящему. Или - не выбирать.

Так что в конкретике лекции Адоньевой я, редкий случай, позволю себе не согласиться с её суждением об истории, рассказанной в фильме.
Да, в финале сталкиваются лбами "действующая" реальность жизни и "знаемый" романтический миф.
Но "для разнообразия" носителем мифа в конкретном моменте конкретной истории является не невеста, а жених.
А невеста, вкупе с папенькой и всем честнЫм миром, предельно реальна.
Хочешь - бери. Не хочешь - иди. С Богом.
Или укореняйся и расти здесь, или иди туда, где тебе - место укорениться и разрастись.
А просто так стоять (хоть бы и в "жанильном кустюме/белом пальте"), место занимать... не надо этого.
Местов у Бога много, да все - для дела.
А потому - "Отпускаю...".
Имею власть перед небом и миром - отпустить. Как Бог - грехи..."Иди, и не греши впредь"...

https://tjorn.livejournal.com/2065984.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.