Страх и боль. 15 отечественных фильмов о репрессиях

Мы собрали самые сильные фильмы о сталинских репрессиях – временах, когда в любую дверь могли постучаться люди в кожаных плащах и навсегда увезти человека в ночь. Эти пронзительные картины очень доходчиво передают тот ужас, который пережили (или не смогли пережить) наши деды и прадеды.

“Чекист”, Александр Рогожкин (1992)

В центре картины сотрудник ЧК Срубов, который каждый день отправляет на смерть десятки и сотни человек. Сначала утомительно прослушивает краткие справки о подсудимых (имя, фамилия, суть преступления в двух словах), говорит короткое слово: «расстрелять», а затем спускается в подвал и лично руководит расстрелами. Работа у человека такая. В течение фильма мы видим, как Срубов медленно сходит с ума.

“Покаяние”, Тенгиз Абуладзе (1984)

Действие этой драмы проходит в условные советские годы на территории Грузии. Все персонажи аллегоричны, а главный злодей, он же городской глава Варлам Аравидзе, напоминает Сталина, Берию и Гитлера одновременно. Кто-то не дает упокоиться Варламу после смерти, каждую ночь выкапывает тело и относит к дому его сына. В течение фильма раскрываются злодеяния, которые творил Аравидзе во время своего правления. Как поведут себя его родственники, узнав правду?

“Убить дракона”, Марк Захаров (1988)

Фильм-притча о городе, жители которого живут в страхе перед Драконом, угнетающим население. Всеобщая запуганность граничит с помешательством, одни находят оправдания тирании, другие вроде против, но ничего не готовы делать. Ланселот, случайно попавший в город, хочет освободить город от Дракона. Но сложность в том, что главный дракон живет вовсе не в замке, а в головах жителей.

“Завтра была война”, Юрий Кара (1987)

Действие фильма, как следует из названия, происходит перед самой войной, когда в Советском Союзе полным ходом шла охота на ведьм. Стать врагом народа мог любой человек в любой момент времени, не зависимо от социального статуса. Главные герои фильма Юрия Кары — это советские школьники, которым хватает духа не сломаться и не отречься от своих арестованных родственников.

“Хрусталев, машину!” Алексей Герман (1998)

Это тяжелейший фильм повествует о человеке, попавшем под замес по «делу врачей». Картина наполнена суровыми, даже шокирующими деталями, от которых хочется выть и отвести взгляд от экрана. Унижение и втаптывание в грязь для главного героя сменяется простой жизнью советского гражданина. Он, как и вся наша страна, после поругания старается не вспоминать плохого. Потому что жертвы изнасилования всегда молчат.

“Софья Петровна”, Аркадий Сиренко (1989)

Главная героиня — честный труженик и строитель коммунизма — искренне верит в светлое будущее и верный путь товарища Сталина. Когда арестовывают ее сына, потом друга семьи, талантливого врача, потом ближайшую помощницу, она все еще не понимает, что происходит. Вот-вот разберутся и всех выпустят. И Софья Петровна начинает хождение по кабинетам с искренним желанием объяснить, что произошла ошибка.

“Людоед”, Геннадий Земель (1991)

Фильм рассказывает о восстании заключенных исправительно-трудового лагеря в Казахстане в пятидесятых годах. Картина пропитана жестокостью и болью. В центре истории побег отца и сына из колонии. Поступок отца, спасшего сына от голодной смерти в пустыне, добивает зрителя окончательно. Чтобы создать эффект документальных съемок, режиссер снял фильм на желтую пленку.

“Умирать не страшно”, Лев Кулиджанов (1991)

Типичная история тридцатых годов прошлого века. Семью репрессируют, а оставшихся на свободе вынуждают стать стукачами. Выбор у героини, которой предлагают «сотрудничество» с органами, не велик. Либо ты пишешь доносы, либо их пишут на тебя. Тем более, что на героиню Ольги Кабо и писать не надо, она и так член семьи врага народа. От того, какой путь она выберет, будет зависеть не только ее судьба, но и судьба ее маленьких детей.

“Затерянный в Сибири”, Александр Митта (1990)

В советских лагерях сидели не только наши соотечественники, но и иностранцы. Главного героя этого фильма, английского археолога, арестовывает госбезопасность и отправляет в сибирский лагерь. Как выжить в этом аду человеку, не понимающему, что тут вообще происходит? Да он даже русского языка не знает! Но просто выжить — мало, надо еще остаться человеком.

“Кома”, Нийоле Адоменайте, Борис Горлов (1989)

Марина Цветаева в Советском Союзе считалась страшно реакционным автором. Героиню фильма «Кома» арестовали сразу после того, как она прочла на дружеской вечеринке «Повесть о Сонечке». А если ты попал под замес ЧК, то должен сотрудничать. Перед героиней стоит выбор: спасти своего новорожденного ребенка или донести на отца.

“Ночевала тучка золотая”, Суламбек Мамилов (1989)

Фильм рассказывает о трагедии целых кавказских народов, которые во время войны насильно переселяли в Среднюю Азию и Казахстан. Два брата-близнеца спасаются от войны и едут из Москвы на Кавказ, но попадают в переплет и вынуждены разделить судьбу сотен тысяч чеченцев и ингушей.

“Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным”, Юрий Кара (1989)

Дело происходит на пиру, устроенном в честь приезда вождя в Абхазию. Экшена в фильме не много, но жуткого психологического напряжения хоть отбавляй. Вы сможете почувствовать нечеловеческий груз, который несли люди, окружавшие Сталина. Одна ошибка, одна неверная эмоция, и второго шанса не будет.

“Похороны Сталина”, Евгений Евтушенко (1990)

Фильм не про сами репрессии, а про жизнь рядом с ними, рядом со смертью. Усопший вождь и после смерти не может насытиться человеческой кровью. Авторы картины в деталях показывают жуткую мясорубку на похоронах Сталина, в которой погибает первая любовь главного героя, а вместе с ней и его вера в светлое коммунистическое будущее.

Стук в дверь, Климент Чимидов (1989)

Задержание очередного врага народа чаще всего начиналось с ночного стука в дверь. Много сказано о тех, кого навсегда увозил в ночь черный воронок, но что с теми, кто этому способствовал? В этой картине показан один день из жизни директора школы в небольшом молдавском городке. Его поставили перед фактом, что он должен возглавить группу по задержанию предателей советского государства. Но, глядя на списки, он понимает, что эти люди никак не могут быть врагами.

Защитник Седов, Евгений Цымбал (1988)

Еще один сильный фильм о событиях тридцатых годов, когда для ареста и расстрела было достаточно анонимного доноса. Кажется, что адвокату в таких судебных процессах не место. Более того, будешь защищать врагов народа, сам к стенке встанешь. Тем не менее, главный герой фильма — адвокат, который вызвался защищать людей, обвиняемых в измене Родине. Он пытается сохранить человечность там, где сделки с совестью и конфликт интересов, являются сутью профессии.

©

http://vsegda-tvoj.livejournal.com/11008202.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.