21 сентября 1973 года на экраны СССР вышла кинокомедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм стал лидером проката 1973 года: его посмотрели свыше 60 миллионов зрителей.
Этот фильм вошел в золотую коллекцию советского кинематографа.
Мало кто знает, что Гайдай уговаривал своего любимца Юрия Никулина сыграть Ивана Грозного. Но Никулин ответил решительным отказом: он был уверен, что фильм не пропустят цензоры и не хотел тратить год жизни, чтобы "попасть на полку". После долгих кинопроб на роль утвердили Юрия Яковлева.
На роль князя Милославского Гайдай рассматривал Андрея Миронова. Но Миронов и Яковлев не сработались вместе. Слишком оба были интеллигентными! Нужен был кто-то более "приблатненный" и харизматичный Леонид Куравлев идеально вписался в картину.
Так родился тандем, полюбившийся всей стране.
Интересные факты, моменты со съемок.
Самой дорогой сценой в «Иване Васильевиче» была сцена царского пира. Гайдай настоял, чтобы вся еда была настоящая, а не бутафорская, но в бюджете картины не были заложены расходы на это. Тогда Гайдай за свой счет «достал» дефицитнейшего осетра и прочие деликатесы. Царский стол обошелся ему в 200 рублей. Однако, когда царский пир был снят и плёнка проявлена, обнаружилось, что на столе стоит кем-то оставленная бутылка «Боржоми». Пир пришлось полностью переснимать.
Наталью Селезневу одевал сам Слава Зайцев, молодой, но уже популярный дизайнер. Его идеи пленяли сердца советских женщин. Зайцевские модели из нового фильма зрительницы зарисовывали в тетрадки впотьмах прямо с экрана кинотеатра.
Огромное количество реплик, ставших крылатыми, родилось прямо на съемочной площадке. «Закусывать надо» придумал Этуш.
Во фразе «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе…» продолжение «если, конечно, они у вас есть» изобрел Леонид Куравлев.
Кстати, в сцене, когда Милославский звонит Шпаку в поликлинику, у Куравлева никак не получалось подделать женский голос, и Наталья Кустинская предложила озвучить текст за него. И опять вышло очень смешно. Наверное, именно так и делается настоящее кино: все идет в общий котел.
Комедия комедией, но и при ее съемках актеры рискуют, порой не меньше, чем в боевиках. Например, в эпизоде, когда герой Владимира Этуша разговаривает с собакой, которая «пришла с милицией», жалуется: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничные, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три…» — режиссер командовал актеру: «Ближе к овчарке, ближе!» Ошарашенный милиционер тихонько предупредил: «Пес ведь и схватить может…» И тут Гайдай понял: больше не нужно «ближе», а то придется искать другого артиста.
Фильм был отснят за 71 съемочный день, актеры получили свои гонорары. Самый крупный, согласно смете, — Юрий Яковлев, сыгравший две роли. На фильме он заработал 4350 рублей — деньги по тем временам очень приличные.
Цитаты.
— Меня терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…
— Ты на что, царская морда, намекаешь?!
Живьем брать демонов!!!
Нам, царям, за вредность молоко бесплатно надо давать!
— За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?
— Во всяком случае, не мы!
Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить!
Ну, ауфидерзейн, гуд бай, оревуар, короче говоря, чао!
— Смерд!
— От смерда слышу!
— Холоп!
— Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп!
Эта роль ругательная, и я прошу её ко мне не применять!
Ты не молчи как пень, я ж не могу один работать.
Алё, милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак… а я не по поводу кражи, — у нас здесь дело почище — инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя вызвал!.. Я непьющий… С кинжалом! Холодное оружие… Даю честное благородное слово… Жду.
И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат.
Счастье вдруг, в тишине,
Постучалось в двери.
Неужели ты ко мне?
Верю и не верю.
ТАНЦУЮТ ВСЕ!
http://cinematographua.livejournal.com/859995.html