«Ангелы в Америке», мини-сериал 2003 года

Оригинал взят у в «Ангелы в Америке», мини-сериал 2003 года

Примечания драматурга к постановке: данная пьеса выигрывает от упрощенного стиля презентации, с минимумом декораций и быстро сменяющимися мизансценами (без светомаскировки!), в которых задействованы и занятые в спектакле актеры, что, разумеется, их сильно сплотит, и рабочие сцены. Чудеса - все без исключения - должны разыгрываться как откровенные театральные иллюзии - следовательно, не беда, если зрители увидят провода над потолком, может это и к лучшему, но чудо при этом должно оставаться настоящим чудом. © Тони Кушнер (в переводе Гаянэ Багдасарян)

Всё началось с отрывка в юбилейной программе National Theatre Live. Эндрю Скотт и Доминик Купер заставили меня, не говорящую на английском, буквально прилипнуть к экрану, домысливая такой говорящий диалог. Да что я?! Короткое пятиминутное выступление Эндрю вызвало такую бурю эмоций в Твиттере, что два тэга «Andrew Scott» и «Ангелы в Америке» вышли в первые строчки пятерки поисковых запросов в мире. Именно так началась для меня эта история о мини-сериале, рассказать о котором нам позволит великая Эмма Томпсон.



Но сумей я разыскать надежду хоть где-нибудь — этого хватит и большего мне не надо. Я хочу ещё жизни. © «Ангелы в Америке»

Кушнер был удостоен Пулитцеровской премии за «Ангелов». Был дважды номинирован на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к «Линкольну» и «Мюнхену». Родился Тони на Манхэттене. Его родители Уильям и Сильвия Кушнер были профессиональными музыкантами. Когда Тони исполнилось несколько лет, семья переехала жить в небольшой городок Лейк Чарльз, штат Луизиана. В 74-м он уже самостоятельно вернется в Нью-Йорк, поступит и закончит университет. Все время учебы будет писать сценарии для пьес. Это были и шекспировские постановки, детские спектакли, и современная драматургия. Я знаю о нем так немного, но всё, что мне удалось узнать накрепко связано с театром и очень напоминает его собственную жизнь.

«Ангелы в Америке» (Angels in America) — мини-сериал канала HBO, основанный на одноимённой пьесе Тони Кушнера и снятый режиссёром Майком Николсом. Майкл - один из немногих обладателей всех главных наград американской индустрии развлечений: «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми», «Эмми» и «Тони». Две его работы точно знает каждый фанат кино. Это обласканная драма «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966) и великий «Выпускник» (1967), принёсший Николсу «Оскар» за режиссуру. «Ангелы» получили 11 наград «Эмми», пять наград «Золотого Глобуса», «Грэмми», две премии Гильдии актеров и мировое признание.

Не удивительно, невероятный абсурд Кушнера произносят и оживляют Аль Пачино, Мерил Стрип, Эмма Томпсон, Джеффри Райт, Джастин Кёрк, молоденький Патрик Уилсон, Джейми Кромвелл и многие другие. Добавим сюда композитора Томаса Ньюмана (Thomas Newman) – «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Запах женщины», «Служба новостей», «Клиент всегда мертв», «Спасти мистера Бэнкса», «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических», «Эрин Брокович», «Красота по-американски». Оператора Стивена Голдблатта (Stephen Goldblatt), у которого есть «Стриптиз», «Прислуга», две номинации на «Оскар» и моя детская привязанность к «Смертельному оружию». А теперь перейдем к самому сложному: попытке рассказать, о чем же этот невероятный сериал.

Рай нагоняет депрессию, тут полно мертвецов. © «Ангелы в Америке»

Примечание для актеров и режиссеров: «Перестройка» (* часть пьесы), в сущности - комедия, конфликты в которой, в основном, разрешаются мирно, персонажи духовно взрослеют, а их утраты относительно умеренны. Но это не фарс; все это достигается лишь путем колоссальной борьбы, ставки в которой высоки. Ангел, эпизоды в Раю, эпизоды, в которых Пред становится пророком задуманы отнюдь не как неожиданные отклонения в эдакий «локоть-под-ребра», клоунский, комедийный стиль. Ангел в высшей степени величественен, серьезен и неизменно угрожающе могущественен, а Пред пытается бегством спасти свою жизнь, он болен, испуган и одинок. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: пьеса безнадежно опошливается неспособностью актера в роли Ангела и тем более в роли Преда передать всю серьезность сложившихся ситуаций. Сыграть Преда на потеху публики - это значит подписать пьесе смертный приговор! Каждый миг должен быть сыгран реалистично, ставками неизменно остаются жизнь или смерть; только тогда в пьесе выявится комедийный элемент. Есть также опасность вдариться в сентиментальность. Избегайте сентиментальности! Особенно в последнем акте - какими бы метафоричными не казались фантазии персонажей, (хотя может и нет), проблемы, с которыми они сталкиваются, в конечном итоге, из числа самых сложных - как отрешиться от прошлого, как измениться и потерпеть поражение, не теряя достоинства, как двигаться вперед, невзирая на огромные страдания. Все это нелегко. © Тони Кушнер

Фильм – паутина из разных судеб. Паутина, в центре которой находится нечто или некто (ты же не видишь) пугающий до чертиков. По частям это полный бред или какие-то осколки, флешбэки, видения, фантазии, постоянные столкновения героев. Арена этому – Нью-Йорк, 1985 год.

Весь это официальный, очень последовательный бред рассказывает нам о людях. Очень разных и реальных людях. Юный Пред узнает о том, что у него СПИД. Его парень, Луис, пугается этого и бежит, оставляя Преда одного. С видениями, в которых ему является Ангел Америки и сообщает об избранности. Пока Пред серьезно примеряет на себя эту роль и пытается выжить, Луис увлекается коллегой по работе, Джо, женатым мормоном, который оказывается скрытым гомосексуалистом. Несчастная жена Джо, домохозяйка Харпер, из-за недостатка внимания со стороны мужа подсаживается на валиум и начинает жить в своём фантастическом мире. Узнав о проблемах в семье сына, мать Джо, Ханна, приезжает из Солт-Лейк-Сити в Нью-Йорк, чтобы помочь сыну спасти брак. В это время начальник Джо, скандальный адвокат Рой Кон, скрывающий свои гомосексуальные пристрастия ввиду занимаемой должности, узнает, что тоже болен СПИДом. Он верит, что наличие денег и связей поможет ему вылечиться, но с каждым днём ему становится только хуже. И у него тоже начинаются видения, в которых к нему приходит Этель Розенберг. Этель в далёком 1953 году Кон отправил на электрический стул, вместе с мужем, по сфабрикованному обвинению, за шпионаж в пользу СССР. Если вы думаете, что это всё, что происходит в пьесе или всё происходит в такой последовательности, то ошибаетесь. Потому что всё это лишь часть канвы, ниточка, которая помогает не заблудиться в лабиринте. Смысл же всего этого – в словах, которые в произносят, произносят, произносят, всё время произносят герои. Ведь все они всего лишь люди; люди, которые пытаются выжить, обрести смысл, просто удержаться на поверхности дня.

— Я всё же хочу… Я хочу остаться в живых.
— Ты только думаешь, что хочешь. Жизнь для тебя — привычка
. © «Ангелы в Америке»

Пишу, складываю буковки в ряды и понимаю «глупая, глупая, глупая Наташка!». Разве это можно пересказать? «Ангелы» - это оттенки, это музыка, это надежда, это смех сквозь слезы, это та самая «безобразная образность», способная свести с ума или вернуть разум. Это самое поэтичное описание заблуждений, сомнений, страхов и поисков, из много, много, много. Это прекрасное сумасшествие даровано для того, чтобы просто придти в себя. Всё просто, всё прямо и ничего в лоб.

Оговорка: Персонаж Рой М.Кон основан на жизни покойного и весьма реального Роя М. Кона (1927-1986). Большая половина поступков Роя-персонажа, к примеру, его нелегальные совещания с cудьей Кофманом во время суда над Этель Розенберг могут быть исторически подтверждены. Тем не менее, Рой-персонаж - вымышленный образ. Его реплики принадлежат моему перу и я позволил себе некоторые вольности. © Тони Кушнер

Так сколько же в этом реального, а сколько фантасмагоричного? А кто сказал, что это не одно и тоже? Перед нами мозаика из множественных отсылок к Библии, сложных аллюзий, отменной иронии, блеска, мишуры, пространных диалогов и грустной, уставшей мудрости. Всё это можно смотреть и слушать бесконечно.

Судный день. И все будут называть себя сумасшедшими, не только я, у всех будут видения. Больным мужчинам станут являться ангелы, женщины-домовладелицы начнут продавать свои дома, дешёвые манекены поднимутся на своих деревянных ногах и побредут по дорогам в поисках невест. © «Ангелы в Америке»

Однако не всё так просто и гладко: фильм долгий, неторопливый, путанный, специфичный. Великие актеры играют тут не самые простые роли, да иногда и не одну роль. Так Мэрил Стрип играет еврея с бородой, ангела Австралии в непонятной шапочке и призрака коммунистки Розенберг и матушку изменчивого мормона-республиканца. Это историю и судьбы людей, которые могут показаться далекими от нас. Но черта с два, хотя бы за эту цитату: «Болеть в Америке противней всего, потому что тебя отстраняют от парада. Больные американцам не нужны». Болеть в объединенных губерниях нашей родины тоже воспрещено, даже спустя столько лет.

Кушнер тонко влетает социальные проблемы в персональные страхи людей. Все на этой Земле бояться умереть, все прячут в себе память о предательстве и боли. Все ищут ответы и утешения. Утешает здесь музыка: невозможная, мощная, всепроникающая.

больше

Иногда очень трудно допустить, какой разочаровывающей бывает жизнь. Но это так и с этим приходится мириться. Со временем, уповая на веру и не переставая трудиться, наступает пора… когда разочарование перестаёт причинять боль и жить становится легче. Гораздо легче. Что, кстати, тоже является своего рода разочарованием. © «Ангелы в Америке»

А еще «Ангелы» очень добрая пьеса, пьеса – преодоление, полная очень грустной, а значит, самой светлой надежды. Здесь никто не сдается: запутавшийся романтик Луис, умирающий с ругательством на устах Рой Кон, неугомонный Пред, верный Блез, обезумившая Харпер, такая упрямая в своей вере Ханна. Все они живут, ошибаются, спорят, ищут… впрочем, я могла бы остановиться на первом. Живут. Как живут на экране вероятные актеры, оживляя каждое слово постановки.

Видишь ли, вспять мир не завертится, так, просто-напросто, не бывает. Ты прислушайся к нему, какая у него скорость. © «Ангелы в Америке»

Есть во всем этом такая причастность, такая совместимость, такая боль и правда, что фильм ершиком прочистил мои страхи. Недоумевая и наслаждаясь, отрицая и принимая, вторя и отмахиваясь, я пробиралась сквозь сцены, словно шла к дому против ветра. «Ангелы» подняли бурю и сами её усмирили. Поверьте, из последних сил держусь чтобы не выдать настоящих спойлеров, парочку сказочных, неповторимых моментов, отсылок к источникам, от восторженных воплей. Предсказуемой эту картину, однозначно, не назовешь. Но определенно в ней много пророческого. Я вот подумала, а кто сказал, что пророки могли говорить прямо? Представьте, если вам даровано знание (способное убить или спасти человечество), но наложен нелепый запрет. Что-то вроде: «да», «нет» не говорить, «черное», «белое» не надевать, числа не произносить, как это назвать? Помните такую нелепую игру в допросы? Так вот, знание у вас есть, а передать его надо заковыристым путем. Вот потому и не любили пророков! Еще бы: человеку нужно было всего-то сказать «Угомонитесь, козлы! Иначе вас всех смоют к чертям!», а он ноет «Прежние дни обратились в глину, / Ибо в совете богов я решила злое, / Зачем в совете богов решила я злое, / На гибель людей моих я войну решила?». Так видимо, с тех пор и повелось. Но слушающий – всегда услышит.

Прежде чем жизнь на Земле станет попросту невозможной, задолго до этого она станет совершенно невыносимой. © «Ангелы в Америке»

Не удивляйтесь: «Ангелов» перевели для российского телевидения, а потому эпизоды сериала есть в русской озвучке, профессиональной и не очень. Текст пьесы есть в сети. Кинопоиск потряс положительными рецензиями (может просто шесть часов фильма осилили только те, кто хотел посмотреть?). У мини-сериала есть официальный сайт. Единственный совет тем, кто решится погрузиться в этот сумасшедший мир, не пытайтесь осилить его разом (ага, на собственной шкуре). Это кино лучше смаковать! Клянусь финалом пьесы!

http://bamssi.livejournal.com/1128980.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>